Torpedniy_Kater
Ну ок, я не специалист - думал, что Храпачевский большой специалист именно по заявленной теме, поэтому и спросил.
Если я не использую его книгу (лет 20 назад читал, черненькая такая) - значит, она меня не сильно впечатлила. А его генеалогические изыскания по родству половцев другим кочевникам мне не интересны, нельзя всем интересоваться подряд.
Torpedniy_Kater
Интересно почему это не распространилось на Запад - вещь то ультимативная для защиты городов
Как раз на Западе это и распространилось, но с оговоркой - техника литья была не очень высокой, сначала делали бомбарды с приставной каморой (в Китае их только в начале XVI в. узнали от португальцев и сразу очень полюбили). А потом, к началу XVII в. - европейские качественные дульнозарядные орудия стали вершиной военных технологий того времени.
Я несколько лет назад в сборнике Оружейной Палаты про это большую статью писал - как искали такие орудия (выменивали, поднимали с затонувших кораблей, копировали).
В какой-то момент технологии в Европе развились до очень высокого уровня, а в Китае - стагнировались. Разные условия развития регионов - разные вызовы, разные потребности. Фактически, к европейским технологиям пытались обратиться дважды (в XVII в. и после Опиумных войн), но пока существовала традиционная социально-политическая система, ничего толком не получалось.
Европа получила очень большой бонус в виде серьезной конкуренции между сравнительно равнозначными странами, а Китай, превратившись один раз в региональную супердержаву, на этом сначала выиграл, а потом потерял.
Собственно, все эти завоевания кочевниками - плод деградации традиционного китайского государства на определенном этапе развития, когда политические силы расходятся по настолько сложно поддающимся классификации лагерям, что сложно понять, по какому принципу это происходит, и начинают ловить рыбку в мутной воде, соглашаясь, в т.ч., и на господство инородческой династии. А инородцы - они тоже не дураки, этим пользуются.