Стилистический разбор широко известной игровой вселенной
Author: Hanesydd
Date: 25 Dec 2024, 21:11 · Views: 661
Date: 25 Dec 2024, 21:11 · Views: 661
Барон смотрел на него из-под сгоревших бровей. В глазах у него была мука.
— Слушай, брат-храбрец, — сказал он. — У меня никого не осталось. Я отступаю от самого перевала, трое суток. Непрерывные бои. Крысоеды прут на бронеходах. Я сжег штук двадцать. Последние два — вчера... здесь, у самой околицы... увидишь. Этот штаб-майор... дурак и трус... старая рухлядь... Я его застрелить хотел, но ведь ни одного патрона не осталось. Представляешь? Ни одного патрона! Прятался в деревне со своими дикобразами и смотрел, как нас выжигают одного за другим... О чем это я? Где бригада Гагрида? Рация вдребезги... Последнее: «Держись, бригада Гагрида на подходе...» Слушай, сигарету... И сообщи в штаб, что восемнадцатого отдельного больше нет.
Он уже бредил. Бешеные глаза его затянулись мутью, язык едва ворочался. Он повалился на спину и все говорил, говорил, бормотал, хрипел, а скрюченные пальцы его беспокойно шарили вокруг, вцепляясь то в края циновки, то в комбинезон. Потом он вдруг затих на полуслове, и Гепард поднялся. Он медленно вытащил сигарету, не сводя глаз с запрокинутого лица, щелкнул зажигалкой, потом наклонился и положил портсигар вместе с зажигалкой рядом с черными пальцами, и пальцы жадно вцепились в портсигар и сжали его, а Гепард, не говоря ни слова, повернулся, и мы двинулись дальше.
Я подумал, что это, пожалуй, милосердно — бригад-егерь потерял сознание как раз вовремя. А то пришлось бы услышать ему, что бригады Гагрида тоже уже нет. Накрыли ее этой ночью на рокаде бомбовым ковром — два часа мы расчищали шоссе от обломков машин, отгоняя сумасшедших, лезущих под грузовики, чтобы спрятаться. От самого Гагрида мы нашли только генеральскую фуражку, заскорузлую от крови... Меня холодом продрало, когда я все это вспомнил, и я невольно взглянул на небо и порадовался, какое оно низкое, серое и беспросветное.
Братья Стругацкие, "Парень из преисподней"
Одна из самым популярных игровых вселенных, Warhammer 40000, может рассматриваться с разных точек зрения. Особенно это касается жанра и стилистики (Технофэнтези? Космоопера? Нечто под малопонятным названием "гримдарк"?).
Конечно, когда на поле боя сталкиваются различные инопланетные цивилизации, сложно рассматривать мир Warhammer как нечто единое. В рамках одной Галактики действуют стереотипные высокоразвитые инопланетяне - Тау, нечто вроде космических эльфов с ещё более высокими технологиями - эльдары, постапокалиптические варвары практически как в Безумном Максе - орки. Это не говоря уже о Хаосе, проявления и сущность которого задают большой вопрос про жанр игровой вселенной - фэнтези это или фантастика? Влияние варпа - это магия или воздействие параллельного пространства? Демоны - это мутировавшие организмы или настоящие демоны? Сам культ Хаоса - это поклонение тёмным силам или просто представления людей-еретиков, связавших сущность и влияние непознанного подпространства со своими личными воззрениями на тему колдовства и нежити? Лично я думаю, что ответа нет, потому что трактовать можно и с научной, и с магической точки зрения, и пусть каждый решает для себя сам.
На самом деле вселенная Warhammer 40000 достаточно многогранна, потому что разнообразен не только состав фракций и рас, но ещё и разные человеческие планеты развивались в разных социокультурных условиях, что нашло отражение в своеобразии различных подразделений с разных планет (об этом - ниже).
Я до сих пор не уверен, действительно ли создатели Вархаммера изучали архитектурные стили и историю фантастики, или просто вложили в свой сеттинг то, что им понравилось и то, что по их мнению, будет выгодно смотреться. Но, как бы то ни было, стилистика вышла идеально совпадающей с основными культурными и технологическими принципами как раз той эпохи, которая затрагивает жанры стимпанка, дизельпанкаи атомпанка, а также фантастику соответствующих времён.
Конечно же, читающий может возмутиться и заявить "это же неосредневековье с готическими соборами". Но дело в том, что именно такой стиль был достаточно моден в XIX веке, и назывался сперва эклектикой, а затем плавно перешёл в историзм. Как у нас стал популярен русско-византийский стиль, так и в Европе строились здания "под готику". Впрочем, строились они и у нас.
Что самое интересное: похоже, что "средневековый" стиль был популярен у землян ещё до периодахоруса Ереси ереси Хоруса и начала бесконечной войны, так как многие здания (и космические корабли) сохранились чуть ли не с доимператорских времён.
Другой момент - та самая "гримдарковость" с тоталитарностью и мрачностью. И она прекрасно укладывается как в общий стереотип о дизельпанке (в одной из его разновидностей) с миром жестоких диктаторов и кровавых войн, так и прекрасно совпадает с одним из самых значимых произведений фантастики периода Интербеллума: фильме "Метрополис".
Если архитектура городов тяготеет к эклектике, то архитектура военных зданий (по крайней мере, в том виде, в каком она представлена в Dawn of war) представляет собой предельно милитаристичный брутализм, что ещё раз отсылает нас как раз к первой половине XX века с бетонными фортами и укрепрайонами.
Особняком стоит мировоззрение эпохи, которое для дизельпанка весьма необычно - религиозный фанатизм. Мир XIX - XX веков (и связанные с ним жанры "панков") как раз и характеризуется наступлением науки и прогресса на "мракобесие", а также попытками полностью сменить мировоззрение человечества на научно-техническое. Как раз реакцией на это наступление и являлись различные антиутопии, показывавшие торжество бездушного, машинного мира над человеческими чувствами. Что ж, в данном, конкретном варианте мы, очевидно, имеем дело с обратной реакцией (опять же, если предполагать, что разработчики Вархаммера действительно так сильно прорабатывали наполненность своей вселенной философскими идеями или же отсылками на них).
Типичным признаком дизельпанка является освоение и развитие стилистики Первой и Второй мировых войн (а также Интербеллума). Прежде всего это военные мундиры, которые либо поражают своей вычурностью и роскошью, либо наоборот, оформлены в мрачном и потрёпанном виде со множеством металлических деталей, ремней и прочего.
Поскольку в Имперской гвардии (современной Астра Милитарум) много полков, среди их многогранного облика встречается внешний вид как первого, так и второго типа. Например, Мордианская железная гвардия идёт в бой в парадных мундирах с эполетами, Корпус смерти Крига полностью "содран" с Германии времён Первой мировой войны, а Вальхалльские ледяные воины представляют собой вариацию на тему советских шинелей и ушанок. Отдельно можно вспомнить Востроянских первенцев, стиль которых прекрасно подошёл бы для отображения Русской императорской армии в стимпанковско-клюквенном стиле (с явной отсылкой к русскому стилю времён Александра III) и вполне себе стимпанковских Вентриллийских аристократов.
Одежда командования тоже выполнена в соответствующем стиле: генералы, комиссары и офицеры космофлота одеты в двубортные мундиры и носят характерные фуражки. Особо стоит отметить шинель и шлем псайкера, очень сильно похожий на костюм Юрия из Red Alert 2 (хотя, по сути, это Юрий похож на него).
Однако самым известным символом Warhammer 40000 является космодесант - генетически изменённые люди в силовой броне. Как ни странно, это характерная черта фантастики на стыке дизельпанка и атомпанка, такой, как, к примеру Fallout. Ещё подобное встречалось в Silent Storm, а ближе всего образ космодесантника близок к образу Уберсолдата из Wolfenstein. Выглядит всё это тоже вполне грубо и совершенно непохоже на обычную фантастику про будущее - взять хотя бы чадящие трубы двигателя за спиной. Особенно брутально выглядит доспех Терминаторов, похожий то ли на костюм из Bioshock, то ли на некий противоатомный костюм (если мне не изменяет память, по его образцу он и был создан). Естественно, прыжковые ранцы, используемые некоторыми космодесантниками - это тоже символ дизельпанка, широко используемый в фантастике соответствующего периода.
Возможно, вопросы по стилистике может вызвать использование так несвойственных XX веку лазеров и плазмоганов... если не вспомнить фантастику, которая ещё с 1930-х была полна всякими лучевыми пистолетами и бластерами, не говоря уже о тепловых лучах марсиан Герберта Уэллса и гиперболоиде инженера Гарина.
Здесь слово "дизельпанк" подходит как нельзя кстати, поскольку основное топливо для техники Империума - прометий - скорее всего являет собой углеводородное вещество, схожее с нефтью и её продуктами (тем же дизельным топливом или бензином, учитывая его использование в огнемётах).
Вариации дизельпанка можно хронологически поделить на два этапа: первый, который касается технологий и стилистики Первой мировой войны (колючая проволока, газовые атаки, артиллерия) и периода 30-х - 40-х годов (массированные танковые атаки, десанты, первые ракеты).
Как ни удивительно, но в бронетехнике Империума присутствуют мотивы и первого, и второго этапа. Скажем, первый этап - это тяжёлая артиллерия, первые примитивные танки (квадратированно-угловые английские и более изящные французские уже с вращающейся башней). Пожалуйста: САУ "Василиск", танк космодесанта "Лендрейдер" и гвардейский танк "Леман Русс".
Второй этап - тяжёлые многобашенные танки 1930-х (очень быстро исчезнувшие во Вторую мировую в пользу более маневренных и... дешёвых), огнемётные танки и ракетные установки. Их роль отыгрывают танки "Бенблейд" и "Адская гончая", а также ОТРК "Мантикора".
Новоизобретение фантастики, не существовавшее в реальности, но часто используемое в соответствующих произведениях - шагоходы. Существуют целые фантастические миры, основанные на шагоходах, такие, как "Левиафан" Скотта Вестерфельда и картины Якуба Розальски (по мотивам которых основаны небезызвестные игры "Серп" и Iron Harvest). Правда, там они выглядят более изящно и округло.
Здесь же мы можем наблюдать шагоход "Часовой" и управляемый искалеченным космодесантником шагоход "Дредноут", исполненные в грубых, угловатых формах. Вообще, очень многие образцы техники имеют такие формы, и даже самолёт "Валькирия", который, как средство полёта в атмосфере, должен быть исполнен более обтекаемо, выглядит как некая вариация немецких проектов в стиле 1930-х годов (которые, как известно, отличались квадратированностью, если можно это так назвать).
— Слушай, брат-храбрец, — сказал он. — У меня никого не осталось. Я отступаю от самого перевала, трое суток. Непрерывные бои. Крысоеды прут на бронеходах. Я сжег штук двадцать. Последние два — вчера... здесь, у самой околицы... увидишь. Этот штаб-майор... дурак и трус... старая рухлядь... Я его застрелить хотел, но ведь ни одного патрона не осталось. Представляешь? Ни одного патрона! Прятался в деревне со своими дикобразами и смотрел, как нас выжигают одного за другим... О чем это я? Где бригада Гагрида? Рация вдребезги... Последнее: «Держись, бригада Гагрида на подходе...» Слушай, сигарету... И сообщи в штаб, что восемнадцатого отдельного больше нет.
Он уже бредил. Бешеные глаза его затянулись мутью, язык едва ворочался. Он повалился на спину и все говорил, говорил, бормотал, хрипел, а скрюченные пальцы его беспокойно шарили вокруг, вцепляясь то в края циновки, то в комбинезон. Потом он вдруг затих на полуслове, и Гепард поднялся. Он медленно вытащил сигарету, не сводя глаз с запрокинутого лица, щелкнул зажигалкой, потом наклонился и положил портсигар вместе с зажигалкой рядом с черными пальцами, и пальцы жадно вцепились в портсигар и сжали его, а Гепард, не говоря ни слова, повернулся, и мы двинулись дальше.
Я подумал, что это, пожалуй, милосердно — бригад-егерь потерял сознание как раз вовремя. А то пришлось бы услышать ему, что бригады Гагрида тоже уже нет. Накрыли ее этой ночью на рокаде бомбовым ковром — два часа мы расчищали шоссе от обломков машин, отгоняя сумасшедших, лезущих под грузовики, чтобы спрятаться. От самого Гагрида мы нашли только генеральскую фуражку, заскорузлую от крови... Меня холодом продрало, когда я все это вспомнил, и я невольно взглянул на небо и порадовался, какое оно низкое, серое и беспросветное.
Братья Стругацкие, "Парень из преисподней"
Одна из самым популярных игровых вселенных, Warhammer 40000, может рассматриваться с разных точек зрения. Особенно это касается жанра и стилистики (Технофэнтези? Космоопера? Нечто под малопонятным названием "гримдарк"?).
Конечно, когда на поле боя сталкиваются различные инопланетные цивилизации, сложно рассматривать мир Warhammer как нечто единое. В рамках одной Галактики действуют стереотипные высокоразвитые инопланетяне - Тау, нечто вроде космических эльфов с ещё более высокими технологиями - эльдары, постапокалиптические варвары практически как в Безумном Максе - орки. Это не говоря уже о Хаосе, проявления и сущность которого задают большой вопрос про жанр игровой вселенной - фэнтези это или фантастика? Влияние варпа - это магия или воздействие параллельного пространства? Демоны - это мутировавшие организмы или настоящие демоны? Сам культ Хаоса - это поклонение тёмным силам или просто представления людей-еретиков, связавших сущность и влияние непознанного подпространства со своими личными воззрениями на тему колдовства и нежити? Лично я думаю, что ответа нет, потому что трактовать можно и с научной, и с магической точки зрения, и пусть каждый решает для себя сам.
На самом деле вселенная Warhammer 40000 достаточно многогранна, потому что разнообразен не только состав фракций и рас, но ещё и разные человеческие планеты развивались в разных социокультурных условиях, что нашло отражение в своеобразии различных подразделений с разных планет (об этом - ниже).
ОБЩИЙ СТИЛЬ
Я до сих пор не уверен, действительно ли создатели Вархаммера изучали архитектурные стили и историю фантастики, или просто вложили в свой сеттинг то, что им понравилось и то, что по их мнению, будет выгодно смотреться. Но, как бы то ни было, стилистика вышла идеально совпадающей с основными культурными и технологическими принципами как раз той эпохи, которая затрагивает жанры стимпанка, дизельпанкаи атомпанка, а также фантастику соответствующих времён.
Конечно же, читающий может возмутиться и заявить "это же неосредневековье с готическими соборами". Но дело в том, что именно такой стиль был достаточно моден в XIX веке, и назывался сперва эклектикой, а затем плавно перешёл в историзм. Как у нас стал популярен русско-византийский стиль, так и в Европе строились здания "под готику". Впрочем, строились они и у нас.
Церковь Саграда Фамилиа, которую начали строить в 1882 году. Чем не архитектура из Вархаммера?
Что самое интересное: похоже, что "средневековый" стиль был популярен у землян ещё до периода
Другой момент - та самая "гримдарковость" с тоталитарностью и мрачностью. И она прекрасно укладывается как в общий стереотип о дизельпанке (в одной из его разновидностей) с миром жестоких диктаторов и кровавых войн, так и прекрасно совпадает с одним из самых значимых произведений фантастики периода Интербеллума: фильме "Метрополис".
Миры-ульи Имперума сильно напоминают Город из "Метрополиса". Возможно, не случайно
Если архитектура городов тяготеет к эклектике, то архитектура военных зданий (по крайней мере, в том виде, в каком она представлена в Dawn of war) представляет собой предельно милитаристичный брутализм, что ещё раз отсылает нас как раз к первой половине XX века с бетонными фортами и укрепрайонами.
Особняком стоит мировоззрение эпохи, которое для дизельпанка весьма необычно - религиозный фанатизм. Мир XIX - XX веков (и связанные с ним жанры "панков") как раз и характеризуется наступлением науки и прогресса на "мракобесие", а также попытками полностью сменить мировоззрение человечества на научно-техническое. Как раз реакцией на это наступление и являлись различные антиутопии, показывавшие торжество бездушного, машинного мира над человеческими чувствами. Что ж, в данном, конкретном варианте мы, очевидно, имеем дело с обратной реакцией (опять же, если предполагать, что разработчики Вархаммера действительно так сильно прорабатывали наполненность своей вселенной философскими идеями или же отсылками на них).
ОБМУНДИРОВАНИЕ И СНАРЯЖЕНИЕ
Типичным признаком дизельпанка является освоение и развитие стилистики Первой и Второй мировых войн (а также Интербеллума). Прежде всего это военные мундиры, которые либо поражают своей вычурностью и роскошью, либо наоборот, оформлены в мрачном и потрёпанном виде со множеством металлических деталей, ремней и прочего.
Поскольку в Имперской гвардии (современной Астра Милитарум) много полков, среди их многогранного облика встречается внешний вид как первого, так и второго типа. Например, Мордианская железная гвардия идёт в бой в парадных мундирах с эполетами, Корпус смерти Крига полностью "содран" с Германии времён Первой мировой войны, а Вальхалльские ледяные воины представляют собой вариацию на тему советских шинелей и ушанок. Отдельно можно вспомнить Востроянских первенцев, стиль которых прекрасно подошёл бы для отображения Русской императорской армии в стимпанковско-клюквенном стиле (с явной отсылкой к русскому стилю времён Александра III) и вполне себе стимпанковских Вентриллийских аристократов.
Одежда командования тоже выполнена в соответствующем стиле: генералы, комиссары и офицеры космофлота одеты в двубортные мундиры и носят характерные фуражки. Особо стоит отметить шинель и шлем псайкера, очень сильно похожий на костюм Юрия из Red Alert 2 (хотя, по сути, это Юрий похож на него).
Однако самым известным символом Warhammer 40000 является космодесант - генетически изменённые люди в силовой броне. Как ни странно, это характерная черта фантастики на стыке дизельпанка и атомпанка, такой, как, к примеру Fallout. Ещё подобное встречалось в Silent Storm, а ближе всего образ космодесантника близок к образу Уберсолдата из Wolfenstein. Выглядит всё это тоже вполне грубо и совершенно непохоже на обычную фантастику про будущее - взять хотя бы чадящие трубы двигателя за спиной. Особенно брутально выглядит доспех Терминаторов, похожий то ли на костюм из Bioshock, то ли на некий противоатомный костюм (если мне не изменяет память, по его образцу он и был создан). Естественно, прыжковые ранцы, используемые некоторыми космодесантниками - это тоже символ дизельпанка, широко используемый в фантастике соответствующего периода.
Возможно, вопросы по стилистике может вызвать использование так несвойственных XX веку лазеров и плазмоганов... если не вспомнить фантастику, которая ещё с 1930-х была полна всякими лучевыми пистолетами и бластерами, не говоря уже о тепловых лучах марсиан Герберта Уэллса и гиперболоиде инженера Гарина.
БРОНЕТЕХНИКА И АВИАЦИЯ
Здесь слово "дизельпанк" подходит как нельзя кстати, поскольку основное топливо для техники Империума - прометий - скорее всего являет собой углеводородное вещество, схожее с нефтью и её продуктами (тем же дизельным топливом или бензином, учитывая его использование в огнемётах).
Вариации дизельпанка можно хронологически поделить на два этапа: первый, который касается технологий и стилистики Первой мировой войны (колючая проволока, газовые атаки, артиллерия) и периода 30-х - 40-х годов (массированные танковые атаки, десанты, первые ракеты).
Как ни удивительно, но в бронетехнике Империума присутствуют мотивы и первого, и второго этапа. Скажем, первый этап - это тяжёлая артиллерия, первые примитивные танки (квадратированно-угловые английские и более изящные французские уже с вращающейся башней). Пожалуйста: САУ "Василиск", танк космодесанта "Лендрейдер" и гвардейский танк "Леман Русс".
Второй этап - тяжёлые многобашенные танки 1930-х (очень быстро исчезнувшие во Вторую мировую в пользу более маневренных и... дешёвых), огнемётные танки и ракетные установки. Их роль отыгрывают танки "Бенблейд" и "Адская гончая", а также ОТРК "Мантикора".
Новоизобретение фантастики, не существовавшее в реальности, но часто используемое в соответствующих произведениях - шагоходы. Существуют целые фантастические миры, основанные на шагоходах, такие, как "Левиафан" Скотта Вестерфельда и картины Якуба Розальски (по мотивам которых основаны небезызвестные игры "Серп" и Iron Harvest). Правда, там они выглядят более изящно и округло.
Здесь же мы можем наблюдать шагоход "Часовой" и управляемый искалеченным космодесантником шагоход "Дредноут", исполненные в грубых, угловатых формах. Вообще, очень многие образцы техники имеют такие формы, и даже самолёт "Валькирия", который, как средство полёта в атмосфере, должен быть исполнен более обтекаемо, выглядит как некая вариация немецких проектов в стиле 1930-х годов (которые, как известно, отличались квадратированностью, если можно это так назвать).
Таким образом, учитывая всё вышеперечисленное, можно смело заявить, что по крайней мере стилистика и технологии Империума действительно относятся именно к жанру дизельпанка.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!