Военное дело, оружие и костюмы
Автор: Hanesydd
Дата: 23 сен 2024, 12:18 · Просмотров: 999
Дата: 23 сен 2024, 12:18 · Просмотров: 999
Цивилизация майя - уникальное явление. Одно из самых развитых обществ Америки и единственное, которое смогло изобрести полноценную письменность. Большие познания в архитектуре, астрономии и земледелии. Цивилизация, пережившая несколько упадков, но каждый раз возрождавшаяся.
Майя были чуть ли не единственными месоамериканскими индейцами, которые не приняли европейцев за богов, а их оружие - за молнии, лошадей они также не боялись. Встретив непрошенных гостей вооружённой рукой, майя сопротивлялись до 1697 года (именно тогда пал последний свободный город, Тайясаль). Но даже под властью испанцев майя отказывались ассимилироваться и превращаться в испаноязычных метисов. Весь XIX век и и первую половину XX века на Юкатане и в Гватемале шли постоянные восстания и партизанские войны, пока в 1935 году не был заключён мир. До сих пор живы почти все языки майя, а многие жители деревень являются моноглотами.
Когда я впервые начал играть в Medieval 2, то был сильно удивлён, насколько же хорошо там проработаны ацтеки. Казалось, разработчики исследовали индейские кодексы для того, чтобы правильно изобразить костюмы и оружие, и им это вполне удалось.
В аддоне основное внимание было уделено уже апачам и чичимекам, а минорным фракциям - республике Тлашкале (оправданно) и королевству тарасков (совершенно неоправданно) - досталась вся та же ацтекская линейка. С майя вышло весьма интересно. С одной стороны, была хорошо проработана структура войск и их названия, с другой - модели и текстуры остались такими же, как и у ацтеков, хотя у майя (особенно классических), были свои, хорошо заметные отличительные особенности.
Итак, что можно сказать про войско майя в контексте игры?
СТРУКТУРА И ВООРУЖЕНИЕ
Как ни странно, структура майяского войска проработана очень хорошо. Названы определённые должности (аль-хольпоп (чиновник), батаб (староста)) и наименования воинов (наком (профессиональный воин), холькан (наёмник)). Скорее всего, разработчиками был прочитан некий научный труд на тему. Таким образом, вырисовывается структура, которая сильно отличается от ацтекской, где каждый мужчина - воин, статус зависит от количества пленных, и есть "рыцарские ордена" орлов и ягуаров:
Ополчение: земледельцы, лучники-земледельцы, войска аль-хольпопа, войска батаба, охотники-копьеметатели.
Профессиональные воины: накомы, хольканы, метатели ульев (!)
Храмовые войска: жрецы Кукулькана, храмовая стража, охрана полководца (из храмовой стражи, кстати), воины-ягуары.
У майя было сильно развито религиозно-мифологическое мировоззрение, поэтому упомянутые здесь ягуары - не орден, а скорее воины, которые думали, что превращаются в ягуара и принимают его силу. Фактически, оборотни. Конечно же, их доспехи не представляли собой ацтекские комбинезоны, но вот шлемы в виде головы ягуара, как и накидки из шкур у них, очевидно, были:
В то же время видна какая-то отчётливая недоделанность, следующая из набора войск и описаний. К примеру, есть два полностью одинаковых отряда, "воины-накомы" и "отряд батаба", но из описания следует, что накомы должны быть мощнее. В файлах игры накомам придана рубящая атака, в отличие от ополчения батаба, у которого ударная. Я предполагаю, что накомы должны были иметь двуручные мечи, как у ацтекских воинов-орлов (куауололли), тем более, такие воины у майя отмечались в записках конкистадоров. Хольканы с их каменными топорами вместо дубинок тоже должны были быть сильнее, а не иметь силу удара, как у ополченцев. К сожалению, мы имеем то, что имеем.
Естественно, у майя для каждого вида оружия имеются свои названия, но разработчики перенесли ацтекские в описания без изменений. Исправляю их ошибку:
Цитата
"Оружием, которое они несли, когда шли сражаться, были луки и стрелы, маканы и круглые щиты; лук называли чулуль [chuhul], а стрелы называли халаль [halal], а маканы и копья – набте [nabte], а щиты называли чимас [chimas], а доспехи, которые они носили на теле, помещённые, чтобы им не причинили вреда и не убили, были скрученными полотнищами, из которых делали валики и оборачивали ими тело, и некоторые из них были такими прочными, что через них не проходили стрелы и не причиняли им никакого ущерба. И кроме этих полотнищ носили другие, как плащи, тоже из хлопка, сложенные в несколько слоёв и простёганные [entremedias e pespiontadas], которые они называют эуйуб [euyub], которые тоже были такими прочными, что их нельзя было причинить вред тем, кто их носил надетыми, и в настоящее время они также есть, и их название исказили и называют их эскопиль [escopil]"
Лично мои находки в текстах дают несколько другие названия: копьё - нааб'те, метательное копьё - х'ул или ч'иик, копьеметалка (которую из игры вырезали вообще) - х'улче, лук - ч'улул, каменный топор - ч'ак, щит - пакаль или пикоп, доспех - шакпот. Необходимо учитывать, что названия просто могли идти из разных языков.
ВНЕШНИЙ ВИД
Поскольку текстуры и модели воинов - ацтекские, это создаёт некий диссонанс. Конечно же, у майя были схожие доспехи, в том числе напрямую заимствованные у ацтеков или тольтеков (почему бы и нет, собственно?)
С другой стороны, многие воины майя, которые имеют модель без доспехов, в игровом плане их как раз имеют. Это делает практически всё войско майя защищённым лучше, чем другие индейцы, и даёт им преимущество. Фактически, копьеметатели, например, из дешёвого аналога лучников становятся полноценными воинами, а копейщики более эффективно сражаются с испанскими кавалеристами. Моё предположение заключается в том, что воины имеют какой-то лёгкий нательный доспех из кожи и кости, подобно тому, что мы видели в фильме "Апокалипсис":
Вообще из фильма "Апокалипсис" заимствовано очень многое, начиная от внешнего вида королей и жрецов...
...и заканчивая обложкой диска.
Про тактику войск, архитектуру и общий стиль самого аддона мы поговорим во второй части статьи, а пока что
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ