Community Imperial: Источник повышенной опасности. История правового регулирования - Сообщество Империал


Чиполлино

Источник повышенной опасности. История правового регулирования

Теоритическое обоснование, введение в практику и исторические примеры
Theme created: 30 August 2016, 08:54 · Author: Чиполлино
  • 4 Pages
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
 Чиполлино
  • Imp
Imperial
Итальянский лук

Date: 30 August 2016, 11:34

Imp
Известно, что попытки разрешения проблем, связанных с причинением вреда в результате создания "повышенной опасности", обусловлены началом бурного развития научно-технического прогресса во второй половине XIX века. Эти процессы, наряду с другими факторами, обусловили тенденцию девальвации вины в гражданском праве как условия ответственности1. Повышенная ответственность за причинение вреда владельцами "опасных предприятий" (прежде всего железнодорожных) была предусмотрена уже в Австрийском законе от 5 марта 1869 г., Германском законе от 7 июня 1871 г., Швейцарском законе от 1 июля 1875 г. и др.2

"Идея повышения опасностей", как некоторое "этическое оправдание для привлечения к ответственности того, кто оказался лишь случайной и невольной причиной вреда"3, была предложена немецким юристом М. Рюмелином: тот, кто своей деятельностью повышает опасности для окружающих свыше обычного уровня, должен нести на себе и ответственность за это повышение3. Для обоснования возложения подобной ответственности использовалась также "идея риска", выдвинутая французской юриспруденцией: всякий, кто действует, должен нести на себе риск за все случайные последствия своей деятельности4.
Источник повышенной опасности в законодательстве Российской империи (Reveal)

Источник повышенной опасности в советском законодательстве (Reveal)

1 Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада. [Текст] // Избранные труды. М.,Юрист, 1997. - С. 280.
2 Гражданское уложение: Проект Высочайше учрежденной Редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения [Текст] / Под ред. Тютрюмова И. М. Т. 2. - М.: Статут, 2001. - С. 1282.
3 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права (по изд. 1917 г.). [Текст] М.: Статут, 1998. - С. 287.
4 Покровский И.А. Указ. раб. - С. 288.
     Чиполлино
    • Imp
    Imperial
    Итальянский лук

    Date: 30 August 2016, 08:54

    17 августа 1896 года произошло первое дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом.

    В тот день в Хрустальном дворце (уничтожен пожаром 1936 г.) в Лондоне проходила демонстрация новинки «Англо-французской автомобильной компании". Автомобиль катал всех желающих. Всего за несколько недель до этого события в Англии была увеличена максимальная разрешенная скорость - до 14 миль в час (23 км/ч). Ранее действовал лимит 2 мили в час в городе и 4 мили в час - за его пределами.

    Тем не менее, скорость во время показательных поездок была ограничена 4 милями в час (6,4 км/ч). Водитель показал, что придерживался этого правила, когда перед его автомобилем внезапно выскочили две женщины. Он звонил в звонок, кричал, но наезда на одну из них избежать не удалось.

    Разумеется, было проведено дознание и дело передано в суд для решения вопроса о привлечении водителя к ответственности. Свидетели подтвердили верность его показаний. Жюри совещалось целых 6 (шесть) часов и в итоге присяжные постановили считать эту смерть случайной. Да, для протокола: жертву ДТП звали Бриджит Дрисколл, ей было 45 лет. Водитель - Артур Джеймс Эдсалл. К моменту аварии имел 3 недели опыта управления этой машиной. Был ли у него водительский стаж на других автомобилях - неизвестно. Также история умалчивает, был ли у шофера адвокат.

    Интересно, повлиял ли этот случай на развитие института источника повышенной опасности и ответственности его владельца за причиненный вред?

    Автор: To view the link Register
       Эмцу
      • Imp
      Imperial
      Форумчанин

      Date: 30 August 2016, 09:11

      Бриджит Дрисколл наверняка так и не поняла что за опасность ей грозила. Видимо с подругой слишком увлеченно беседовала в тот момент.

      А когда именно этот "институт источника повышенной опасности" впервые появился в юриспруденции?
         Эмцу
        • Imp
        Imperial
        Форумчанин

        Date: 30 August 2016, 11:59

        Чиполлино

        Известно, что попытки разрешения проблем, связанных с причинением вреда в результате создания "повышенной опасности", обусловлены началом бурного развития научно-технического прогресса во второй половине XIX века.

        Ага, понятно, значит развитие машиностроения и стало причиной.


        Чиполлино

        Интересно, повлиял ли этот случай на развитие института источника повышенной опасности и ответственности его владельца за причиненный вред?

        Тогда сомнительно что так уж сильно повлиял, раз в Европе в 1860-70х уже разрабатывалась эта тема.
        Тем более, что в данном деле был аспект как-раз на освобождении от ответственности совершившего вред, т.е. типа учитывался "злой умысел или грубая неосторожность самого погибшего или пострадавшего".
           Чиполлино
          • Imp
          Imperial
          Итальянский лук

          Date: 30 August 2016, 12:28

          Эмцу

          Тем более, что в данном деле был аспект как-раз на освобождении от ответственности совершившего вред, т.е. типа учитывался "злой умысел или грубая неосторожность самого погибшего или пострадавшего".
          Учитывая тот факт, что оправдали водителя присяжные заседатели, то мне думается, что упор был сделан на то, что водитель активно пытался предотвратить наезд на пешехода подавая звуковые сигналы (гудок, выкрики) и на саму неосторожность потерпевшей, так как присяжные не являются специалистами в области юриспруденции и такие понятия, как "источник повышенной опасности", им не знакомы.

          О присяжных заседателях Англии

          Присяжный заседатель в Англии – это некомпетентный в области права английский подданный (ценз гражданства) в возрасте от 18 до 70 лет (возрастной ценз), обладающий активным избирательным правом (избирательный ценз) и проживающий на территории Англии не менее 5 лет после достижения возраста 13 лет (ценз оседлости).

          Присяжными заседателями не могут быть лица, тем или иным образом связанные с отправлением правосудия как в настоящее время, так и на протяжении десяти лет в прошлом (профессиональные судьи, неоплачиваемые магистраты, служащие и клерки суда, адвокаты), офицеры полиции, лица технического персонала службы Лорда-канцлера и отдела Уголовного преследования Короны, священники и иные участники религиозных объединений, лица, отбывшие наказание за преступление с вынесением обвинительного акта (т.е. когда-либо в прошлом осужденные к пяти и более годам тюремного заключения, а также лица, которые в течение последних десяти лет отбывали наказание в виде лишения свободы на срок в три месяца и более), лица, в отношении которых в течение десяти предшествующих лет был вынесен приговор с отсрочкой исполнения, лица, осужденные к общественным работам в течение десяти предшествующих лет, лица, выпущенные под залог, лица, состоящие в родственной связи с любым участником судебного процесса, лица, страдающие душевной болезнью.
             Jackel
            • Imp
            Imperial
            Форумчанин

            Date: 30 August 2016, 13:14

            Чиполлино

            в итоге присяжные постановили считать эту смерть случайной.

            Так что, ему в итоге даже штрафа никакого не впаяли?

            - - - Сообщение автоматически склеено - - -

            Эмцу

            Бриджит Дрисколл наверняка так и не поняла что за опасность ей грозила. Видимо с подругой слишком увлеченно беседовала в тот момент.

            Чиполлино

            Он звонил в звонок, кричал, но наезда на одну из них избежать не удалось.

            Или была просто глухой.
               Чиполлино
              • Imp
              Imperial
              Итальянский лук

              Date: 30 August 2016, 14:06

              Imp
              Из википедии:

              Бриджит Дрисколл (англ. Bridget Driscoll) (1851 или 1852 — 17 августа 1896, Лондон) — первая в мире жертва автомобильного наезда.

              17 августа 1896 года в Лондоне автомобиль, управляемый Артуром Эдселлом, сбил Бриджит Дрисколл, 44-летнюю (по другим данным, 45-летнюю) мать двоих детей. Это был первый в мире случай наезда на пешехода автотранспортом, повлёкший за собой летальный исход.

              По словам свидетелей, автомобиль ехал с «огромной скоростью». Водитель Артур Эдселл, служащий «Англо-французской автомобильной компании», которая демонстрировала публике свою новинку, должен был ехать со скоростью четыре мили в час, но вдвое превысил её — очевидно, чтобы произвести впечатление на юную леди, которую взялся прокатить. Согласно свидетелям, во время инцидента он с ней оживлённо беседовал. Водительский опыт Эдселла насчитывал три недели. Недостаток опыта, отвлекающие факторы*, превышение скорости — всё это главные причины автокатастроф и по сей день.

              После шестичасового разбирательства первого в истории ДТП со смертельным исходом суд присяжных постановил, что это была «случайная смерть», и против Эдселла и компании уголовное дело возбуждать не стали. На разбирательстве коронер заявил: «Такое никогда больше не должно случиться».

              Миссис Дрисколл вышла на дорогу, не обратив внимания на ограждение и вывески, объявлявшие о движении транспортных средств с мотором. Увидев несущуюся на неё повозку без лошади, она попыталась защититься от неё зонтиком, но тщетно. Судья вынес исторический вердикт: «Миссис Дрисколл стала жертвой собственной неосторожности».
              * В сети имеется инфа такого характера: По словам очевидцев, мистер Эдселл не только превысил скорость, но так же отвлекался на разговоры с барышней, сопровождавшей его в поездке. К тому же водительский стаж у Эдселла был всего 3 недели.

              Jackel

              Чиполлино

              в итоге присяжные постановили считать эту смерть случайной.
              Так что, ему в итоге даже штрафа никакого не впаяли?
              В ходе судебных разбирательств суд присяжных все же признал факт наезда, и гибель Бриджит Дрискол несчастным случаем и не выдвинул нерадивому шоферу ни каких требований или обвинений.
                 Чиполлино
                • Imp
                Imperial
                Итальянский лук

                Date: 01 September 2016, 18:30

                28 августа 1904 года впервые в истории был вынесен приговор водителю автомобиля за езду со слишком высокой скоростью.

                Произошло это знаменательное событие в городе Ньюпорте, что в штате Род-Айленд. Имя нарушителя история не сохранила, известно лишь, что двигался он со скоростью 15 миль в час (24 км/ч). Интересно, как ее определили? Приговор выносил судья Дариус Бейкер, известный своей строгостью. Он наказал водителя пятью днями тюремного заключения.

                Приговор был тем более строг, что в законе наказание за такие нарушения не было определено. Ответственность за несущихся галопом лошадей была, и за чрезмерно разогнавшиеся экипажи была, но в отношении машин - пробел. Видимо, аналогии закона судье было достаточно для назначения наказания.

                Как вы думаете, законен ли этот приговор? Или водитель автомобиля не подлежал ответственности?

                Автор: To view the link Register
                   ШиП
                  • Imp
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Date: 01 September 2016, 18:42

                  Чиполлино

                  Как вы думаете, законен ли этот приговор? Или водитель автомобиля не подлежал ответственности?

                  А тогда имела вообще право на существование аналогия административного права в указанном штате? :0182:
                     Эмцу
                    • Imp
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Date: 01 September 2016, 18:51

                    Чиполлино

                    Приговор был тем более строг, что в законе наказание за такие нарушения не было определено. Ответственность за несущихся галопом лошадей была, и за чрезмерно разогнавшиеся экипажи была, но в отношении машин - пробел. Видимо, аналогии закона судье было достаточно для назначения наказания.

                    Раз речь типа о "транспортном средстве" значит всё правильно и законно.
                    Аналогия абсолютно правомерна.

                    - - - Сообщение автоматически склеено - - -

                    ШиП

                    А тогда имела вообще право на существование аналогия административного права в указанном штате?

                    Типа приговоры по аналогии - один из краеугольных камней в мировом судопроизводстве, как известно, вообще-то.
                      • 4 Pages
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      Translate a Page
                      Use one of the social networks to log in
                      [So far only authorization in Google and Steam]

                      Community ImperialИсторические Форумы Форум Нового Времени Право Нового времени Feedback
                      Style:Language: 
                      Conditions · Responsibility · About · 14 Feb 2025, 07:38 · Mirrors: Ru, Site, Pro · Counters